Советы психолога

Телефон доверия

 

Республиканский центр психологической помощи

Советы психолога для учащихся по экзаменам

развернуть

Советы психолога. Что надо знать при подготовке к экзамену или контрольной.

 

Поговорим о пользе шпаргалок!

 Ученику обычно кажется, что количество материала для повторения (а то и изучения) так велико, что справиться невозможно. Инстинктивно он отодвигает день расплаты, и накануне экзамена оказывается перед горой неусвоенной информации. Как же правильно построить работу?

   Практика показывает, что, имея в распоряжении всего несколько дней, следует сначала просмотреть весь материал и распределить его таким образом: за первые два дня охватить большую часть, за третий – остальную, четвертый посвятить повторению. Повторять материал желательно ежедневно, так как 20-30% прочитанного на следующий день из памяти улетучивается. Поэтому первые полтора-два часа лучше посвятить тому, чтобы освежить в памяти пройденное накануне.

  При этом нельзя забывать про коварные психологические ловушки.

   А) Первая – это эффект узнавания. Глядя в текст, ученик порой чувствует, что где-то когда-то он все это видел, читал, а потому незачем терять время на изучение этого вопроса, можно переходить к следующему. Но узнавание почти всегда поверхностно. Материал, который кажется знакомым, нелишне повторить!

   Б) Еще одна ловушка – эффект края. Психологи, начиная с Германа Эббингауза, указывают, что при прочтении любого текста лучше запоминаются его начало и конец. Поэтому при запоминании и повторении повышенное внимание надо уделить середине текста.

   Как правило, ученик сам хорошо знает, как ему удобнее запоминать. Для одного полезно читать вслух, ибо у него лучше развита слуховая память. Самое эффективное – репетиция ответа перед зеркалом. А тому, кто лучше запоминает не услышанное, а написанное, помогут… шпаргалки. Да, текст коротко и емко изложенный на небольшом листке, хорошо запоминается. Надо только помнить, что польза шпаргалки распространяется до порога класса. За этим порогом начинается его вред: в лучшем случае придется краснеть от стыда, а если учитель не столь мягкосердечен, то возможны и худшие варианты…

 

 

НЕ ДУМАТЬ О ПРОВАЛЕ

 

   Экзамен – волнующее событие, но волнение может быть разного рода. Чаще всего оно порождено боязнью неудачи. Боязнь уже продиктована, прежде всего, необычностью ситуации. Этот фактор желательно заранее смягчить. Если ученик все время перед экзаменом провалялся на диване – пускай и с учебником в руках, - контраст со строгим экзаменационным классом будет слишком силен.

   Поэтому готовиться лучше в максимальном приближении к реальной обстановке: учить, сидя за столом, проговаривать ответ – стоя «у доски», может быть даже в том костюме, в котором отправишься на экзамен.

   О костюме тоже надо позаботиться. Если у учителя при виде какого-то наряда возникает сомнение: на экзамен собрался ученик или на танцы, то это сомнение легко распространяется и на качество ответа. Самовыражение во внешности лучше отложить до выпускного бала.

   Кто-то мудро заметил: «Если вы желаете добиться успеха – ведите себя так, словно вы его уже добились». Вид спокойного, уверенного в себе ученика действует на экзаменаторов однозначно положительно, а вот дрожь в коленках и подобные симптомы экзаменационного стресса невольно порождают подозрение: наверное, плохо знает, раз так боится…

   Идя на экзамен, ученик должен сосредоточиться на достижении успеха, а не думать о возможном провале. Так воин, накануне штурма, не должен думать о госпитале. Конечно, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех.

   Вы можете научиться с оптимизмом подходить к достижению своих целей.

   Неуверенные в себе люди склонны желать немедленного достижения своих высоких целей.

   Тем самым заранее запрограммирован неуспех: чем выше требования, предъявляемые к себе, тем больше и риск не удовлетворить эти требования. Это не остается без последствий для представления, возникающего у че­ловека о самом себе. Если неуспех повторяется вследствие завышенных требований, то быстро укрепляется и плохая самооценка: «Этого я все равно не сделаю», «Я тут все равно ничего не добьюсь», или «Я - чистый нуль». Если такой негативный имидж прочно закрепится, то даже и успехи обычно мало что изменят в этом представлении о самом себе. Тогда их можно будет легко отнести к случайности: «И слепая курица может найти зерно». Или же успех будет приписан чрезмерному напряжению сил: «При таких затратах сил любой мог бы сделать это». Или решенная задача попросту оценивается занижено: «Да это же может сделать каждый». То, как люди думают о своих способностях, сильно сказывается на самих способностях не только в отрицательном, но и в положительном смысле. Оптимисты не придают своим поражениям перво­степенного значения, считая, что положение должно измениться, и верят, что в следующий раз обязательно достигнут успеха. И у них накапливается положительный опыт, так что они могут оценивать перспективу своего успеха. Пока они готовы пробовать что-либо новое, их неудачи не имеют для них решающего значения независимо от того, сколько их было. А пессимисты видят вину в неуспехе в самих себе.

Человек лишь тогда добивается успеха, когда он верит в свои силы!

 

 

 

 

свернуть

Советы психолога учащимся в профессиональном самоопределении.

Психологи утверждают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.
развернуть

Профессия должна быть интересна.

Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

 Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» — например, для корректора важно внимание, для художника — образное мышление, и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, деятельность, в которой ты добьешься наибольшего успеха.

Главное — интерес; запомни: способности формируются в деятельности.

 

Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика — ты ведь в школе не изучал ничего подобного.

 

 Для того, чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности — как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы, — это ее название.

 Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, вы приступаете к выбору уже не профессии — а вуза, колледжа. Выясните, какие специальности и специализации соответствуют интересующему вас виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»)

Принятие решения должно основываться на многих факторах:

  • репутация вуза и конкурс,
  • мнение друзей, родителей,
  • стоимость обучения и т.д.

 Не поленитесь и выпишите на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помните: окончательный выбор только за вами — выбирая профессию, вы выбираете судьбу.

 Предлагаем каждому выпускнику сделать следующие шаги к взвешенному принятию решения перед выбором будущей профессии:

  1. Изучите особенности рынка трудав вашем регионе. Какие специальности, по мнению специалистов, ваших друзей и родителей, наиболее высокооплачиваемые и востребованные в вашем регионе. Поразмышляйте, всегда ли мнения взрослых или ваших друзей совпадают с вашим личным мнением? Почему так происходит?
  2. Ознакомьтесь с перечнями специальностейи вузов, находящихся в вашем регионе (городе, области, крае). Составьте список подходящих профессий.
  3. Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.
  4. Составьте перечень требований выбираемой профессии. Составьте список своих требований:
  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности; 
  • желательные содержание, характер и условия работы.
  1. Определите значимость каждого требования.Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
  2. Оцените свое соответствие требованиямкаждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
  3. Подсчитайте и проанализируйте результаты.Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
  4. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

 

  1.  Определите основные практические шаги к успеху.

 

Итак, вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как будете развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 

свернуть
Ещё в этом разделе