Профориентация

   Воложинский РОЧС учреждения «Минское областное управление МЧС Республики Беларусь» приглашает на службу в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям граждан Республики Беларусь.

 

Условия службы в МЧС:

- работа в трехсменном режиме (сутки через двое);

- бесплатное обеспечение форменным обмундированием;

- стабильная заработная плата (1000-1100 руб.);

- отпуск от 30 до 45 календарных дней (зависит от выслуги);

- возможность одновременно работать в свободное от дежурства время по совместительству в другой организации (как государственной, так и частной);

- предельный возраст, дающий право на пенсионное обеспечение – 48 лет, либо право на пенсию при наличии 20 лет выслуги.

 

Требования к кандидатам:

 

  1. Среднее, средне-специальное или высшее образование;
  2. Возраст до 28 лет включительно;
  3. Служба в армии не обязательна, но приветствуется (служба в МЧС идёт в зачёт службы в армии);
  4. При поступлении на службу в МЧС, присваивается первое воинское звание, имеющееся после службы в армии (в противном случае – рядовой внутренней службы, а с высшим образованием – прапорщик внутренней службы);
  5. Лица гражданской молодёжи, окончившие ССУЗы и ВУЗы имеют возможность перераспределения с первого места работы, на отработку диплома (не зависимо от имеющейся специальности) в подразделения ОПЧС.

 

Обращаться по адресу:

г. Воложин, ул.Чапаева, д.43а.

(тел.: 54-6-27; vel. 8-029-169-76-61).

Воложинский районный отдел по чрезвычайным ситуациям

приглашает

юношей 6 классов для поступления в

ГУО «Специализированный лицей при Университете гражданской защиты МЧС Беларуси».

ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСТУПАТЬ В ЛИЦЕЙ МЧС:

поступить в ВУЗы, по окончании лицея, силовых структур (в Беларуси пять силовых вузов: два военных (Военная академия РБ, Институт пограничной службы); два вуза, где готовят сотрудников правоохранительных органов (Академия МВД и Могилёвский институт МВД) и один университет для подготовки сотрудников МЧС (Университет гражданской защиты МЧС).

Военные специальности также можно получить на соответствующих факультетах в Белорусской академии авиации и в гражданских вузах БГУ, БГУИР, БНТУ, БГМУ, ГрГУ имени Янки Купалы, БелГУТ.) без вступительных испытаний (без сдачи централизованного тестирования) – в соответствии с главой 4 (п.п. 24,26) Указа Президента Республики Беларусь 07.02.2006 № 80 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 20.03.2014 г. № 130:

- получить полное государственное обеспечение (обмундирование, 5-ти разовое питание, проживание, медицинское обслуживание);

- познакомиться с основами самой благородной и престижной профессии спасателя;

- получить навыки безопасной жизнедеятельности;

- обучаться по современным технологиям;

- овладеть основами исследовательской деятельности;

- найти верных друзей и испытать настоящее чувство товарищества;

- повысить уровень физической подготовки;

- стать чемпионом мира по пожарно-спасательному спорту;

- развить свои творческие способности;

- принимать участие в Международных, Республиканских и областных соревнованиях, конкурсах.

Подготовиться к поступлению несложно. Вот алгоритм.

Шаг 1. Обратиться до 1 апреля года поступления с заявлением в РОЧС.

Шаг 2. Собрать необходимые документы

Шаг 3. Пройти медицинскую комиссию

Шаг 4. Сдать вступительные испытания. Выполнить нормативы по физкультуре, написать контрольную работу по математике и диктант (русскому или белорусскому языку).

По всем возникающим вопросам, в том числе и по прохождению военно-врачебной комиссии, обращаться по телефону 8 01772 54-6-27, +37529 169-76-61.

 

Как стать курсантом МЧС?

 

Есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасать людей и их жилье от любых чрезвычайных ситуаций. Они бесстрашны, сильны, тренированы, самоотверженны. На сегодня создана эффективная система реагирования на чрезвычайные ситуации, а руководит всеми силами и средствами этой системы в нашей стране – Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Обязательным пунктом при подготовке сотрудника МЧС является изучение теории спасения. Спасателям приходится работать на месте аварий, пожаров, стихийных бедствий, поэтому знания из медицины, физики, химии и психологии чрезвычайно важны.

Инженеров по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по пожарной и промышленной безопасности можно назвать главными спасателями. Это специалисты, обладающие всеми необходимыми знаниями и умениями, чтобы следить за соблюдением требований законодательства в области защиты населения, оценивать эффективность защитных мер, разрабатывать планы мероприятий, организовывать и возглавлять спасательные операции, а также следить за состоянием спасательного оборудования.

Получить соответствующую квалификацию можно в столичном Университете гражданской защиты МЧС.

Специальности очной (дневной) формы получения образования:

«Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» с присвоением квалификации «Инженер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (конкурс проводится среди юношей). 

«Пожарная и промышленная безопасность» с присвоением квалификации «Инженер по пожарной и промышленной безопасности» (раздельный конкурс для юношей и девушек).

Срок обучения – 4 года. 

Для того чтобы стать курсантом МЧС необходимо сделать несколько шагов. Каких? Все очень просто:

Шаг 1.  – обратиться с заявлением в Воложинский РОЧС;

Шаг 2. – пройти профессиональный отбор;

Шаг 3. – зарегистрироваться в установленном порядке для дачи централизованных экзаменов (ЦЭ) и централизованных тестирований (ЦТ);

Шаг 4. – принять участие в ЦЭ и (или) ЦТ;

Шаг 5. – предоставить в приемную комиссию университета МЧС оригиналы документов и дождаться зачисления на места. 

Более подробную информацию о поступлении в Университет гражданской защиты МЧС можно получить по телефону +3751772-54-6-27, +375291697661.

Как стать курсантом МЧС?

 

Есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасать людей и их жилье от любых чрезвычайных ситуаций. Они бесстрашны, сильны, тренированы, самоотверженны. На сегодня создана эффективная система реагирования на чрезвычайные ситуации, а руководит всеми силами и средствами этой системы в нашей стране – Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Обязательным пунктом при подготовке сотрудника МЧС является изучение теории спасения. Спасателям приходится работать на месте аварий, пожаров, стихийных бедствий, поэтому знания из медицины, физики, химии и психологии чрезвычайно важны.

Инженеров по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по пожарной и промышленной безопасности можно назвать главными спасателями. Это специалисты, обладающие всеми необходимыми знаниями и умениями, чтобы следить за соблюдением требований законодательства в области защиты населения, оценивать эффективность защитных мер, разрабатывать планы мероприятий, организовывать и возглавлять спасательные операции, а также следить за состоянием спасательного оборудования.

Получить соответствующую квалификацию можно в столичном Университете гражданской защиты МЧС.

Специальности очной (дневной) формы получения образования:

«Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» с присвоением квалификации «Инженер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (конкурс проводится среди юношей). 

«Пожарная и промышленная безопасность» с присвоением квалификации «Инженер по пожарной и промышленной безопасности» (раздельный конкурс для юношей и девушек).

Срок обучения – 4 года. 

Для того чтобы стать курсантом МЧС необходимо сделать несколько шагов. Каких? Все очень просто:

Шаг 1.  – обратиться с заявлением в Воложинский РОЧС;

Шаг 2. – пройти профессиональный отбор;

Шаг 3. – зарегистрироваться в установленном порядке для дачи централизованных экзаменов (ЦЭ) и централизованных тестирований (ЦТ);

Шаг 4. – принять участие в ЦЭ и (или) ЦТ;

Шаг 5. – предоставить в приемную комиссию университета МЧС оригиналы документов и дождаться зачисления на места. 

Более подробную информацию о поступлении в Университет гражданской защиты МЧС можно получить по телефону +3751772-54-6-27, +375291697661.

 

В УЗ "Центральная районная больница" состоялась большая ознакомительная экскурсия для учащихся гимназии. Ребята побывали в центре по сбору крови; кабинете ультразвуковой диагностики и т. д. В ходе экскурсии, учащиеся познакомились с профессией "доктора", а также смогли задать специалистам интересующие вопросы в области медицины. 

 

Презентация "Как выбрать профессию. Профориентация"; 9 класс.

В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.

 

 

Выбор профессии

(советы психолога)

• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.

• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: “Я буду бизнесменом, у меня будет фирма и мерседес!”.

• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.

• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

• Попробуй протестироваться у психолога гимназии. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.

• Постарайся обратить особое внимание на предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.

• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

 

«Дифференциально - диагностический опросник»
 

(ДДО)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?

Опросник

  1. а. Ухаживать за животными
    б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их
  2. а. Помогать больным людям, лечить их
    б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы
  3. а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок
    б. Следить за состоянием и развитием растений.
  4. а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
    б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
  5. а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
    б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
  6. а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
    б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
  7. а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.
    б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)
  8. а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
    б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
  9. а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)
    б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10. а. Лечить животных
б. Выполнять вычисления, расчеты.

11. а. Выводить новые сорта растений
б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12. а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13. а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14. а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15. а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

16. а. Делать лабораторные анализы в больнице
б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17. а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18. а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19. а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20. а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)

Обработка результатов и интерпретация

П

Т

Ч

З

Х

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19a

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере "человек - природа" (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа - по сфере "человек - техника" (технические профессии), третья графа - по сфере "человек - человек" (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая - по сфере "человек - знак" (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая по сфере - "человек - художественный образ" (все творческие специальности). В целом минимальное количество баллов по каждой графе - 0, максимальное - 8 баллов.
Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов - профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.

 

 

Что влияет на выбор профессии

8 факторов выбора профессии по Е.А. Климову:

1. Позиция старших членов семьи.

Есть взрослые, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг.

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов.

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог узнает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы.

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности.

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание.

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности.

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это – интересы, подкрепленные определенными способностями.

Ошибки в выборе профессии

Каждый человек в жизни не раз оказывался в ситуации выбора. Выбор будущей профессии - это серьезный и ответственный шаг, требующий подготовки и знаний, времени на раздумья, и не терпящий легкомысленности. От того, правильно ли вы выберите свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша дальнейшая жизнь.

Правильный выбор профессии – это уверенность, душевное равновесие, материальное благополучие и профессиональная успешность.

Все ошибки в выборе профессии условно можно разделить на 3 группы:

  1. незнание правил выбора профессии,
  2. незнание самого себя,
  3. незнание мира профессий.

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

  • Выбор профессии «за компанию», под прямым или косвенным влиянием товарищей.

Это классическая ошибка, которую, к сожалению, до сих пор продолжают допускать молодые люди. Выбор профессии «за компанию», плохо это или хорошо? Все зависит от удачи: хорошо, если избранная профессия будет соответствовать интересам и способностям человека, а если нет – неминуемо наступит момент разочарования, неудовлетворенности, желание «начать все с белого листа». Последствие такой ошибки, как правило, потерянное время. В худшем случае человек будет всю оставшуюся жизнь заниматься нелюбимым делом.

При выборе профессии необходимо учитывать СВОИ интересы, склонности, а не руководствоваться увлечениями своих друзей. Одно дело - сравнивать себя с другими и совсем другое – слепо подражать и пытаться быть, как все. Нужно прислушаться к себе и разобраться, что действительно интересно ВАМ, а не другу, увидеть различия между собой и товарищами. А потом сделать свой самостоятельный, осознанный и осмысленный выбор.

  • Перенос отношения к человеку (представителю той или иной профессии) на саму профессию.

Типична ситуация, когда профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который вам симпатичен. Например, старшеклассник решает связать свою жизнь с географией только потому, что ему нравится учительница географии, интересный, обаятельный человек, увлеченный своим предметом… Если такой интерес к личности принимается за склонность к профессии – велик риск ошибки.

Или наоборот: одна-единственная встреча с неприятным, отталкивающим человеком, представителем определенной профессии, может сформировать негативный стереотип о профессии в целом.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности профессиональной деятельности, а не выбирать профессию только по тому, что вам нравится или не нравится определенный человек, занимающийся данным видом деятельности.

  • Отождествление учебного предмета с профессией.

Даже если вам нравится какой-то определенный школьный предмет, интерес к нему не обязательно свидетельствует о том, что вам понравится и связанная с ним работа. Например, вам нравится иностранный язык. Существует много профессий, требующих знания иностранного языка. Понравится ли вам работа преподавателя иностранного языка, переводчика? Все это разные профессии, и деятельность их представителей не очень-то похожа на ту, что выполняют школьники на уроках иностранного языка.

Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом нельзя. Школьный предмет - это еще не профессия, это область знаний, в которой можно продолжить образование. Необходимо учитывать, какие реальные профессии стоят за конкретными школьными предметами.

  • Ориентация сразу на профессии высокой квалификации.

«Хочу быть директором» – очень распространенное желание среди выпускников. Директор – это не профессия, это должность. Подниматься по карьерной лестнице необходимо постепенно, шаг за шагом, постоянно повышая свою квалификацию, уровень образования.

Наибольших профессиональных успехов достигает тот, кто хорошо «прошел» все начальные ступени. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека.. Будьте готовы регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности.

Типичной ошибкой является также выбор не профессии, а высшего образования как такового. В последнее время всё чаще встречаются люди, которые поступают в ВУЗ только за тем, чтобы получить заветную корочку. Такой студент нацелен на диплом, а не на профессию. Сами решайте, какой профессионал из него получится. Да и по специальности такие выпускники в большинстве случаев не работают.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

  • Незнание или недооценка своих физических особенностей.

Любая профессия предъявляет требования к состоянию здоровья человека – более или менее жесткие. Например, чтобы стать лётчиком или пожарным, нужно иметь стопроцентное здоровье.

Необходимо помнить, что наличие некоторых хронических заболеваний может быть противопоказанием для освоения многих профессий. Выбирая профессию, учитывайте состояние здоровья, особенности своего организма, поскольку существуют профессии, которые могут быть вам противопоказаны, они могут ухудшить состояние вашего здоровья.

  • Незнание или недооценка своих психологических особенностей, неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

Человек не сможет достигнуть высоких результатов в работе, которая не отвечает его индивидуально-психологическим особенностям, способностям.

При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в той области, к которой у вас способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались бы куда лучше.

При выборе профессии важно разобраться в своих личных качествах, изучить свои склонности, способности, учитывать особенности памяти, внимания, мышления, темперамента, … Разобраться в себе вам помогут профконсультанты, психологи, родители, учителя.

 

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

  • Увлечение только внешней стороной профессии без учета её содержания и возможных трудностей.

Это одна из самых распространенных ошибок, которую допускают люди, осуществляя свой профессиональный выбор. Часто, размышляя о профессиях, мы представляем себе лишь вершину айсберга. Спортсмен успешно выступает на соревнованиях, легко и красиво выполняет показательные выступления, но за этой непринужденностью скрывается напряженная подготовительная работа, ежедневный труд. За легкостью, с которой актер создает на сцене яркий образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – гораздо чаще они анализируют большой объем информации, общаются со многими людьми, прежде чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой диктор на телевидении.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю привлекательность, нужно узнать как можно больше о содержании труда. Важно четко представлять себе, какие виды деятельности включает ваша будущая специальность, каковы трудности и особенности работы, не видимые посторонним взглядом.

  • Предубеждение в отношении престижности профессии.

В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что некоторые важные виды трудовой деятельности считаются непрестижными. Это необоснованный, ложный взгляд. На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. В области профессионального самоопределения мода проявляется как массовое предпочтение молодежью каких-либо профессий, восприятие их как самых престижных, что подчас прямо противоположно их реальной востребованности на рынке труда. Понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем. Возможно, к моменту окончания учебного заведения модными станут совершенно другие профессии.

«Престижность/непрестижность» - критерий слишком зыбкий, чтобы ориентироваться на него при принятии решений, определяющих дальнейшую судьбу. Первоначально должны учитываться ваши способности, интересы и склонности. Иначе будете владеть "модной", но не приносящей удовольствия специальностью.

  • Незнание требований профессии к человеку.

Каждая профессия выдвигает определённые требования к человеку – необходимые для её освоения профессионально важные качества. Например, чтобы успешно реализоваться, педагогу необходима эмоциональная устойчивость, а водителю – высокая скорость реакции. Работа бухгалтера требует предельной пунктуальности, устойчивости к однообразной, монотонной деятельности.

Анализируя, подходит ли вам та или иная профессия, необходимо в первую очередь ознакомиться с профессиограммой (описанием профессии). Профессиограмма раскрывает содержание деятельности специалиста, характеристику процесса и условия труда, профессионально важные качества, медицинские противопоказания, область применения.

  • Устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

На современном этапе развития общества во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).

Незнание современной динамики развития профессий, устаревшие представления о характере и условиях труда формируют необоснованно ложный стереотип о непрестижности некоторых профессий. Но это далеко не всегда соответствует действительности. Нередко за названием профессии скрыт совершенно новый характер, темп и условия труда. Выбирая профессию, нужно стремиться узнать ее современный облик.

Отнеситесь к выбору профессии ответственно. Здесь нет мелочей – все очень важно. Всех этих ошибок можно избежать, если реально оценивать свои возможности, знать особенности нервной системы, памяти, внимания, мышления, темперамента, если требования профессии совпадают с интересами и склонностями.

 

 

Правила выбора профессии

Выбор профессии - непростой и очень ответственный шаг. Работа, которая приносит удовлетворение, профессиональный рост, материальный достаток, общественное признание - залог успеха в жизни для любого человека. Но решается этот важный вопрос нередко на уровне интуиции, иногда под влиянием настроения, давления родителей, путем проб и ошибок. Вот почему важно правильно выбрать профессию. Как это сделать?

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ: при выборе профессии надо учитывать три фактора: «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО».

Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем компонентам. Таким образом, чтобы выбор профессии был оптимальным, надо ответить себе на следующие вопросы:

  • Чем я хочу заниматься, к чему имею склонности? Что мне нравится делать? Какой вид деятельности меня привлекает?

Необходимо проанализировать свои желания, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, определить, чем вы хотите заниматься, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, какой вид деятельности вас привлекает. Если при выборе будущей профессии исключить склонности, то, работая по выбранной специальности, вы не будете получать удовольствие от процесса труда. От наличия склонностей зависит привлекательность работы для человека, интерес к ней. Склонности, стремления личности, мотивы, желания, интересы условно обозначают выражением «Я хочу».

  • Смогу ли я? Смогу ли я получить выбранную специальность? Хватит ли у меня способностей и умений, чтобы освоить ту профессию, к которой "душа лежит"?

Необходимо оценить свои профессионально важные качества, которые определяют, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность. Кроме здоровья, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности (например, темперамент).

Если при выборе будущей профессии исключить ваши возможности, то можно просто не получить выбранную специальность или потом не устроиться на работу. Возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент) условно можно выразить словами «Я могу».

  • Есть ли спрос на мою профессию? Востребована ли эта профессия на рынке труда? Смогу ли я устроиться на работу по своей специальности, есть ли перспективы у моей профессии?

Необходимо узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Если при выборе будущей профессии исключить спрос на рынке труда, то может случиться так, что вы просто не сможете найти себе работу по специальности или оплата вашего труда не будет соответствовать вашим потребностям. «Надо» - потребности общества в кадрах.

В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

  • Ø интересна и привлекательна для вас,
  • Ø соответствует вашим способностям, состоянию здоровья,
  • Ø пользуется спросом на рынке труда.

Профессию необходимо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против». Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и кармана.

 

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь
Прием в учреждения образования Минской области
Видеоролик ГУО "Березинский аграрно-технический колледж"
Воложинский сельскохозяйственный колледж (видеоролик)
поделиться в:
Ещё в этом разделе